В последнее время портативные консоли чувствуют всё больше давления со стороны мобильных устройств, которые предлагают пользователям недорогие, несложные и, в большинстве своём, доступные, очень-очень затягивающие игры в огромном количестве. Некоторые из этих игр даже перелезают с мобильных платформ на портативные консоли. Сегодня я бы хотел рассказать вам об одной из таких игр - 2013: Infected Wars. Сначала она появилась на I-OS, затем в американском PS Store, а теперь её завезли и в европейский.
Итак, под наш контроль попадает некий военный, которого голос из рации называет не иначе, как Mercenary. Когда я впервые увидел этого человека, я подумал, что он выглядит очень знакомо. Потом в моей голове сложилась довольно весёлая версия:
Но пора бы остановить мою больную фантазию и вернуться к игре.
Так вот, играя за этого "наёмника", мы должны, как я понял, выбраться из зоны заражения. Попутно мы, естественно, должны убить огромное количество зомби, используя разнообразное оружие. Собственно, арсенал у нас не шибко широкий: пистолеты, SMG, штурмовые винтовки, дробовики, снайперские винтовки, ракетницы и гранаты. Каждый вид оружия (кроме гранат) представлен 2-3 экземплярами. Причём какой-либо уникальности эти экземпляры не представляют: либо подешевле и послабее, либо подороже и помощнее.
Теперь, непосредственно, перейдём к самому процессу стрельбы. Это первый момент, который должен вызывать у игрока хотя-бы некоторое подозрение.
Изначально игра разрабатывалась под I-OS. А какими органами управления обладают устройства на I-OS? Правильно, сенсорным экраном и датчиками движения. Конечно, к такому девайсу можно подрубить специальный геймпад, но такая конфигурация не является стандартной, у большинства пользователей просто не будет такого геймпада, поэтому разработчики будут делать игры именно под сенсорный экран. И что же мы от этого теряем? Давайте попробуем провести анализ эффективности такого управления. Игрок держит свой I-девайс двумя руками, при этом, большими пальцами этих рук он может нажимать на сенсорный экран. Итого две "рабочие поверхности":
Левый палец, в данном случае, отвечает за управление движением персонажа (слева висит виртуальный стик), а вот на правый приходятся все остальные его действия: управление камерой, стрельба, прицеливание, перезарядка, переключение оружия и взаимодействия. И самое забавное, что всё вышеперечисленное нельзя делать одновременно. И если из ситуации, когда нужно одновременно целиться и стрелять, выход довольно прост (кнопка прицеливания превращается в переключатель, и её уже не нужно удерживать, а достаточно просто нажать), то вот одновременно двигать камеру и стрелять уже не получится! Мы должны навести камеру, прицелиться, а потом отпустить сенсор и нажать кнопку огня. При этом долю секунды камера останется без контроля. Само собой, в нормальном шутере за эту долю секунды нас вполне могут лишить жизни, поэтому разработчикам приходится максимально упрощать игровой процесс, делать противников не шибко сообразительными и не шибко быстрыми. Так, собственно, и есть в обозреваемой игре. Зомби не наделены интеллектом, они просто стараются подойти к игроку по максимально короткому пути и начать его грызть. Локации в игре все довольно плоские, наверное, это сделано для того, чтобы игрок поменьше напрягался с камерой. В результате в игре появляются возможность поднять камеру на некоторый уровень... И на некоторое время отпустить её. Любой выстрел в сторону зомби станет хедшотом. Единственное, иногда придётся опускать камеру вниз, т.к. в игре есть четвероногие враги. Но в Infected Wars есть и ещё одно упрощение. ГГ перемещается вперёд, назад, вправо и влево с абсолютно одинаковой скоростью, примерно равной скорости бега рядовых зомби. Так что при наличии большой толпы зомби мы можем очень спешно отступать, при этом глядя врагам в глаза и поливая их градом пуль. Так вот, всё это вполне нормально смотрится на мобильных платформах, но вот на ps Vita... Когда мы держим в руках нашу портативную консоль, мы имеем в нашем распоряжении не две, а целых четыре активные поверхности (если учесть ещё и задний тачпад, то даже 6).
Причём большие пальцы в данном случае используются более эффективно из-за того, что стики и крестовины консоли тактильны. В итоге, игрок, играющий на ps Vita, может выполнять такие действия, как движение, перемещение камеры, прицеливание и стрельбу одновременно. А как я уже писал выше, разработчики, делая игру, исходили из того, что он не может этого делать. Следовательно, игрок на ps Vita относительно среднестатистического игрока на I-phone - форменный читер.
Обычно, если в стрелялку на ps Vita не добавляют помощь в прицеливании гироскопами, я начинаю жутко брюзжать и возмущаться. 2013: Infected Wars - исключение. Здесь я наоборот рад, что этой фишки нет, потому что иначе игра бы стала не просто лёгкой, а сверхлёгкой. Просто по статистике, из всех убийств, которые я делал за уровень, в худшем случае (в худшем!) половина - хедшоты (а обычно и того больше).
В общем, игра примерно представляет из себя то, что я от неё и ожидал. Бегаем по плоским локациям, отстреливаем туповатых зомби, которые лезут изо всех дырок, из окон, из дверей, из проломов и даже из асфальта. Подбираем какие-то мешки с вопросительным знаком... Иногда выполняем простенькие задания, вроде "постой возле машины минуту, чтобы отключить сигнализацию". Мы можем выбрать класс своему персонажу, что улучшит его навыки в обращении с тем или иным видом оружия. Ещё там имеется магазин, как водится в мобильных играх, с двумя видами валют (одна из которых добывается кровью и потом, либо через донат). Но по причине того, что игра всё-таки продаётся за деньги, функционал донатной валюты сильно уменьшен, а недостатка в обычной не наблюдается. Никакого чейленджа в игре нет. Однако, там всё-таки нашёлся момент, от которого у меня бомбило где-то минут 15.
Ещё стоит заметить, что играть можно на одной из четырёх сложностей (при более высокой сложности смерть игрока означает потерю всего оружия), а также можно включить особый режим, в котором у игрока всего одна жизнь.
Я не буду оценивать геймплей игры, как я обычно это делаю, т.к. это подразумевает сравнение с другими играми на ps Vita, а сравнивать игры с консоли и игры с I-OS - не есть хорошо. Игра - типичный мобильный зомби-шутер.
Теперь же обратим внимание на графику Infected Wars. Хотя в этом плане она тоже не блещет. Всё те же угловатые модели, местами сильно порезанные текстуры, не всегда естественная анимация. Минимум эффектов. Местные пейзажи меня не впечатлили: метро, ночная улица, какое-то помещение, парк и автостоянка. Полюбоваться особо нечем. Но хоть картинка подаётся в родном разрешении... Я сделал некоторое количество скриншотов из игры, чтобы вы сами могли решить для себя, нравится вам эта графика, или нет.
Лично я не нахожу в этом ничего выдающегося. Типичная мобильная графика, в некоторых местах сильно порезанная. Ко всему этому добавляется то, что в тяжёлых моментах (например, если из гранатомёта разнести толпу зомби) проседает FPS (явление кратковременное; обычно частота кадров держится в районе 30 FPS).
Что касается звука, то тут снова ничего сверхъестественного. Оружие стреляет, зомби издают какие-то хрипения и взблёвывания, по рации очень скрипучий голос иногда сообщает нам, что нужно делать. Иногда появляется "типа страшная" музыка. Ничего особенного... Почти. Здесь я всё же нашёл один очень приятный момент (хотя это довольно субъективно). Меня не впечатлили ни звук, ни музыка нигде в игре, за исключением меню. Там играет довольно приятная и душевная песенка, которая мне настолько понравилась, что я сейчас активно пытаюсь её оттуда как-нибудь выдернуть. Если кому-то интересно, вот ссылка на единственный рип, что я пока нашёл: ссылка.
По традиции, оценку не ставлю, но всё же, за приятную музыку из меню, игра получает от меня большой плюс.
Сюжет и атмосфера в игре почти отсутствуют. Судя по всему, в параллельной реальности в 2013 году случилось какое-то заражение, что привело к страшной катастрофе. Мы пытаемся убраться с заражённого участка, и единственное дружественное существо - это тот самый трескучий голос из рации. За душу всё происходящее не берёт, и вообще, хочется поскорее пройти очередной эпизод (коих всего 8), чтобы приблизиться к концу игры.
Трофеев в игре не много, я даже могу перечислить их все по памяти: по одному трофею за прохождение каждого эпизода, ещё 2 - за прохождение каждого из двух боссов, без получения урона и ещё один - за прохождение игры в режиме с одной жизнью.
Мультиплеера в вита-версии я не нашёл. (Может, плохо искал?) Хотя в описании I-OS версии подчёркивалось его наличие (а также графика консольного уровня и интересный сюжет)...
Что же в сухом остатке? 2013: Infected Wars - это типичная мобильная игра, портированная на более совершенную платформу. Простой, и даже слишком простой и местами скучный геймплей, невзрачная графика, плюс в основном не интересный звук. Против этого мы имеем низкую цену в ps store и геймплей, который в силу своей простоты неплохо убивает время и хорошую музыку в меню. Эту игру можно купить, если до этого вы успели поиграть хоть в какие-нибудь игры, где надо стрелять (Killzone, Resistance, Uncharted, Unit 13... CoD, наконец), или просто на сдачу от какой-нибудь крупной игры.